Одной из основ бережливого производства является стремление к предотвращению возникновения проблем, а не к устранению их последствий.

Данный метод позволяет вести последовательный поиск корневой причины проблемы. Вопросы «почему» необходимо задавать для сужения, или наоборот, расширения формулировки проблемы. Делать это нужно столько раз, сколько необходимо для определения начальной (или корневой) проблемы, при этом в среднем достаточно задать пять таких почему. Это делается для того, чтобы получить дополнительную информацию, способную помочь при решении проблемы. Ответы конкретно указывают, в каком направлении следует двигаться.

Записав исходную формулировку проблемы, спросите себя, почему Вы хотите ее решить, получив ответ, используйте его для формулирования нового вопроса «почему?». И так продолжать этот процесс, пока постановка задачи не станет чересчур абстрактной и отдаленной от исходной.

Необходимо учитывать, что в зависимости от выбранных вопросов и ответов меняется последовательность получаемых формулировок задач. И упустив некоторые вопросы и ответы, можно лишиться целого ряда решений. Поэтому можно (но не обязательно) на каждый вопрос давать несколько ответов, и на каждый ответ задавать несколько вопросов.

Практическое применение

  • Почему станок загрязняется?
    «Потому что пропускает фильтр»
  • Почему фильтр пропускает?
    „Потому что сетка фильтра грязная“
  • Почему сетка фильтра грязная?
    „Потому что не была вовремя заменена»
  • Почему она не была заменена вовремя?
    „Потому что нет плана обслуживания»
  • Почему нет плана обслуживания?
    „Потому что до внедрения TPM никто об этом не заботился»
  • Действие: ввести план обслуживания с фиксированной периодичностью